Так вот, впечатления. Ой, как сейчас много будет... заранее прошу прощения. Во-первых, десять раз уже об этом писала, но не могу не написать еще раз: атмосфера в театре удивительная! Вот буквально сразу это ощущается: очень любезные и предупредительные охранники, а когда нужно было проходить через рамку, девушка-администратор, увидев, что у меня в руках два довольно объемных букета, сама предложила мне помощь и подержала цветы, пока я проходила рамку и забирала обратно сумку. Даже и просить о помощи не пришлось! Очень милые гардеробщицы, с одной мы даже как-то разговорились, она мне поведала, что Александр Борисович прекрасно относится и к артистам, и, что всегда очень показательно, к персоналу (у меня на этот счет особых сомнений не было, но получить подтверждение из первых уст было приятно
). А персонал, похоже, отвечает Маэстро взаимностью: переживают за него и за то, как прошел концерт, искренне радуются, когда говоришь, что все было замечательно и эмоции прекрасные. Вот все это вместе - доброе отношение людей, работающих в театре друг к другу, искреннее желание сделать так, чтобы зрителям было в театре хорошо, уютно, интересно - и создает ту самую атмосферу, благодаря которой, помимо прочего, в театр страшно хочется возвращаться вновь и вновь.
Во-вторых, я тут уже коротенечко писала, что от концертов в восторге. Как там было в какой-то рекламе старой... "ну, это просто праздник какой-то!" И правда праздник. Начался он еще в фойе милой новогодней сказкой, которую показал театр теней... я и правда чего-то растрогалась, тем более, что у меня есть личностная привязка к событиям, изображенным в спектакле: наша собака к нам вот примерно так же прибилась под Рождество.
В общем, очень милое представление, которое меня окончательно настроило на нужный лад.
Ну а потом еще "В лесу родилась елочка" и совершенно эксклюзивный Дед Мороз окончательно довершили картину.
Вообще очень здорово, что Александр Борисович пригласил на рождественские концерты
хор "Мандрагора". Их многолетняя дружба всегда была весьма плодотворной, эти концерты не стали исключением... как чудесно они спели
Ave verum corpus! Вечная музыка и эти чистые детские голоса... до слез. Одна девочка, из маленьких, как-то особенно вдохновенно пела (не только Моцарта, все три вещи), прямо вот видно было, что ребенок весь в музыке, очень трогательно было наблюдать.
Очень понравилось, как
Лена Минина спела
"Пять минут". Стопроцентное попадание в стилистику, как мне кажется, по характеру песня Лене очень подходит, получилось забавное взаимодействие с Костей Казначеевым ("Вот сидит паренек, без пяти минут он мастер..."
Хотя Константин, конечно, просто мастер, без всяких там "без пяти минут", но обыграно было очень мило), очень заводная аранжировка и, конечно, голос у Лены красивый, что говорить, особенно наверху, на мой взгляд, прекрасно звучит, чисто и звонко.
Полина Конкина - это, конечно, замечательный подарок! Я уже как-то смирилась с мыслью, что на этот раз услышать ее не удастся, тем более, что причина в высшей степени уважительная, а тут такая радость! Александр Борисович исключительно трогательно ее представил, а потом, на протяжении всего ее выступления, так и стоял у сцены и смотрел, никуда не уходил и даже, по-моему, ни разу не отвернулся... видно, что он очень нежно и бережно к ней относится, в еще большей степени, чем обычно. Полечка спела просто восхитительно... вот всегда ей как-то удается цеплять какие-то струны в душе, да так, что потом долго в себя прийти не можешь, это большой дар. Я очень, очень рада, что все-таки посчастливилось ее услышать, одна из самых любимых моих "градских граций"... пусть все-все будет хорошо и у большой Конкиной, и у маленькой!
Андрей Лефлер сначала ну просто очень здорово спел
"Рождественскую песню". Мне очень понравилась эта трактовка, оригинальная, свежая, ну и, конечно, вокальные возможности Лефлера песню украсили весьма.
Честно скажу, это тот случай, когда кавер-версия, если это можно так назвать, мне понравилась больше оригинала, к которому я, кстати, всегда тоже относилась с симпатией. Ну, а
"Вот так папа пел" - это просто взрыв эмоций, конечно. Был бы танцпол и не было бы у меня в руках двух букетов, я бы, несомненно, пошла зажигать. Впрочем, я и так позажигала с большим удовольствием, пусть и сидя в кресле, но все же. Ух, как классно было! Убойный бэк-вокал, роскошный диалог двух гитар в инструментальном проигрыше, отличная аранжировка, а в центре всего это великолепия - Андрей со своим летящим голосом и неслабым таким темпераментом. Красота! Зал был в восторге, целую овацию устроили с криками "Браво!" и всем таким, долго не отпускали еще.
Валя Бирюкова наделена, конечно, сильным драматическим даром (и, кстати говоря, очень интересным тембром). Скажем, песня
"Будь счастлив" - это не совсем "моя" вещь, врать не буду, однако даже при этом Вале удалось заставить меня сопереживать, а не просто сидеть и вежливо слушать. Это очень нелегко сделать, если песня сама по себе не вызывает сильных эмоций, а вот у Вали получилось, умеет она это. Да, забыла написать: Валя была представлена Александром Борисовичем как "всеобщая любимица" , "самая веселая, шебутная, но при этом серьезная". Вообще, он всех своих ребят представляет так, что сразу слышно: любит, гордится и страшно радуется, что они все у него такие хорошие, красивые и талантливые. Этакий гордый многодетный папа... ужасно трогательно. Так вот, возвращаясь к Вале:
"Simply the best" - это, конечно, ух! Зал завелся не на шутку, лично мне опять было очень трудно усидеть на месте, но хотя бы подпеть, похлопать в такт, потанцевать, пусть и сидя, мне ничто не могло помешать.
Инструментальные номера
камерного оркестра ГХ в обоих концертах были совершенно очаровательны и, к моему удивлению, они были разными. Очень теперь любопытно, что ребята играли в другие дни...
"Синкопированные часы" меня ну очень порадовали, еще один исключительно приятный сюрприз!
"Сувенир" мне 13-го ноября тоже искренне понравился, так что 10-го января услышать его вновь тоже было здорово. Ну, и, конечно, хореографическая композиция от Маэстро добавила очарования происходящему.
Миша Озеров. Его, кстати, встречали (именно встречали, провожали всех примерно одинаково, пожалуй) наиболее бурно и шумно.
High&dry была хороша, вопросов нет. Но "В твоих глазах/Ночное"... бог ты мой, это было что-то потрясающее! Я, конечно, согласна с Татьяной Н: мне тоже кажется, что Мише надо петь вещи, в которых есть внутренний конфликт, тогда ему есть где раскрыть не только голос, но и свою весьма незаурядную личность. Совершенно своя подача...
"В твоих глазах" продирает до костей какой-то... изломанностью, что ли... В оригинале нет ведь этого, во всяком случае, в такой степени точно, там вообще нет той утрированности, которую привнес Миша. Но эта утрированность не раздражает, просто вещь иначе звучит, и это хорошо. А уж
"Ночное"... тут у меня просто какой-то эмоциональный катарсис случился. Много лет мечтала услышать эту вещь в живом исполнении Александра Борисовича, не довелось... может, и хорошо: если уж в Мишином исполнении эта вещь меня вживую сносит просто, что ж со мной было бы, если я услышала, как Маэстро это живьем поет... протоплазма какая-нибудь от меня бы осталась, наверно. Как они невероятно придумали вот это "Ночь... ночь" в конце... слов нет, меня просто переворачивает всю, когда я это слышу. Браво!
"Happy New Year" в исполнении
квинтета/квартета градских граций - это прекрасно! И, кстати, очень разумно придумано, что не сразу после "Ночного" антракт, а была возможность немножко сбавить эмоциональные обороты, успокоиться. Очень красивый и действительно новогодний номер и даже удивительно, что такие разные и неординарные голоса могут составить такое восхитительно гармоничное многоголосье.
Дина Гарипова. В 387-ой раз скажу: фантастической красоты тембр! Глубокий, бархатистый, обволакивающий... И ведь все богаче и богаче он становится, раскрывается постепенно... ведь не было же, мне кажется, раньше настолько роскошных верхов, которые вдруг так убедительно зазвучали в
"Summertime". Аж летним зноем повеяло, несмотря на минус 15 за окном...
"Не отрекаются любя" - всегда меня цепляет. Всегда. Вот странно: не самые ведь, на мой взгляд, сочетающиеся голоса у Дины и Александра Борисовича, а вещь эта в их дуэтном исполнении звучит просто замечательно, и слезы каждый раз наворачиваются, особенно когда в концовке звучит их негромкое "не отрекаются любя...". Сильный, глубокий, очень мужской голос и на его фоне - словно подсвеченный, особенно нежный, проникающий в самое сердце женский... необыкновенно. Дина продолжает расти и как вокалистка, и как артистка, и наблюдать за этим очень радостно!
Эмиль Кадыров. Не слышала его раньше, поэтому было особенно интересно. Очень многообещающий тембр, который видимо, может, здорово раскрыться и заиграть большим количеством разных красок. Эмиль - прелестный мальчик, правда, мне показалось, что ему еще предстоит найти свое лицо, но это ведь нормально, он совсем еще юный, время есть.
Саша Воробьева. Ой, какая она стала зажигалка! Огонь просто! И голос тоже стал сочнее, ярче, богаче! А уж красивая-то какая! Впрочем, у Александра Борисовича в театре других и нет... Совершенно забойная версия
"Трех белых коней" (соло-то какое придумали, восторг!), неизменно вызывающая восхищение и полное непонимание того, как это вообще возможно, "шутошная" (АБГ) -
"Вальс тысячи времен", зажигательная
"I feel good" с изумительными высокими нотами, танцами (впрочем, весьма осмотрительными: сбивать дыхание Саша явно не хочет , пение, к счастью, в приоритете), чудесной энергетикой... А 10-го еще и новая версия
"Люстры"! И все ведь одинаково здорово спето! Вот по моим ощущениям, из всех, кого можно видеть и слышать в ГХ, Саша со времен "Голоса" совершила, может быть, самый мощный качественный скачок... ушло ученичество, ушла некоторая зажатость, совершенно новые краски обрел голос, а прошло-то чуть больше года всего. Восхитительно, с удовольствием бы сходила на ее сольный концерт.
В общем, совершенно дивных ребят Александр Борисович собрал к себе под крыло. Очень жду теперь их "концертов на двоих" или сольных... Очень яркое получилось действо: помимо солистов прекрасных, есть ведь еще не менее прекрасные музыканты, а свет какой в зале! Единственное, мне показалось, что 10-го января были некоторые сложности со звуком: и ребята многие периодически взывали к звукорежиссеру с просьбой, как я поняла, поднять уровень звука в микрофоне, и Александр Борисович выражал признаки недовольства (на сцене - мимикой и знаками, а за сценой - неповторимым своим голосом ). По моим ощущениям периодически слишком громко звучал эстрадно-джазовый оркестр и особенно ударные, а солистов, наоборот, хотелось "сделать погромче". 8-го января никаких таких проблем я не заметила и не почувствовала, тогда вообще все просто идеально было, как по мне.
Про Александра Борисовича я лучше отдельным постом напишу. Не только потому, что тут уже неприлично длинно получилось, но и потому, что про него действительно хочется отдельно......
Так вот, про Александра Борисовича. Маэстро по-прежнему сохраняет привычку выходить перед представлением в фойе или в буфет... выходит "в домашнем", совершенно по-простому, никакого тебе пафоса. Может, поэтому, когда приходишь в театр, возникает ощущение, что пришла домой?
Вот ведь и радушный, гостеприимный хозяин, который рад людям, пришедшим в его "дом", кому-то улыбнется, кому-то что-то скажет, проходя мимо... так тепло делается на душе, когда это видишь!
Атмосфера гостеприимного дома сохраняется и во время концерта. Тут тоже пафоса нет от слова совсем. Ничего Александр Борисович из себя не изображает, никем не прикидывается, с первой и до последней секунды оставаясь самим собой. Ему и не надо ничего изображать: масштаб личности таков, что того, что есть, - с избытком, незачем что-то добавлять искуственно. Как я уже писала, невозможно не заметить, как трогательно Александр Борисович относится к своим подопечным; кроме того, он не забывает ни о музыкантах оркестра, ни о технической группе, каждый раз подчеркивая, что все стараются, все хотят сделать так, чтобы зрители провели приятный вечер. Очень все-таки точно прозвали Маэстро музыканты "Фонографа"... вот действительно Батя, и этим словом очень многое сказано.
Выступление Александра Борисовича - это всегда и восторг, и в то же время испытание для души. Причем сразу, с первой же фразы, негромко пропетой "В жизни так мало красивых минут...". Да, вроде не новость, конечно, но вдруг даже горло перехватывает от того, насколько это ощущается отчетливо, вдруг все то, о чем гениально написал когда-то Саша Черный, становится еще более ярким, выпуклым, каждая фраза, каждая слово начинает попадать прямо в душу. И никаких спецэффектов не надо даже... стоит на сцене человек с гитарой. С гитарой и таким талантом, который преображает все, к чему прикасается...
"В полях под снегом и дождем" - вечная, вне времени и пространства квинтэссенция любви... А сколько же любви должно быть в сердце, чтобы написать такие стих?. А сколько любви должно быть, чтобы вот так это спеть? Чтобы в тысячный раз слышать эту песню, когда помнишь каждую ноту, каждый звук, когда миллион ассоциаций, которые должны бы загромождать восприятие, а все равно слезы наворачиваются от того, как пронзительно красиво, хоть и вроде бы очень просто спето... "готов я скорбь твою до дна делить с тобой, делить с тобой..." - и веришь каждый раз безоговорочно...
Чтобы Александр Борисович да не похулиганил? Немыслимо.
Поэтому - разумеется - "Наш старый дом".
И вот уже зал, казалось, даже дышавший тише, чем обычно, когда звучала "В полях...", смеется и радуется, потому что перед философским и при этом очень обаятельным оптимизмом этой вещи устоять, пожалуй, невозможно. Ну, и конечно, концовка "как в 72-ом", от которой в залах похуже порой и уши закладывает чуток, а здесь ничего, в самый раз.
И снова время вслушаться в то, что произносит негромкий, немного усталый голос. Вслушаться, услышать, понять... "Русского и еврейского..." - "Это в какой-то степени, то, что я сейчас думаю"... глубоко, точно, мудро и грустно, конечно, но не может же вся жизнь быть задорно-оптимистичной... "Замыслы все же вылезли, жалко их будет выбросить..." - слушаешь, а в голове стучит: пусть ничего не придется выбросить, пусть будет еще не "лет десять", а гораздо, гораздо больше, пусть замыслы реализуются, пожалуйста, пусть так будет! Не знаю, у кого этого просит мое сердце... у жизни, наверно...
"Посвящается мне самому как участнику телевизионных проектов" - "Мы не ждали перемен", конечно, что же еще. Вот хочешь не хочешь, а все равно улыбнешься... сколько в эпиграфе иронии и самоиронии тоже. Я про эту вещь писала много раз, одна из самых-самых любимых. Да, во все времена ничего не остается, кроме как "просто самовыражаться, не ожидая перемен", чем, собственно, на протяжении всей жизни блистательно занимался автор этих строк. Есть с кого брать пример... И как-то вдруг очень отчетливо проявилась связь между "Мы не ждали перемен" и "Южной прощальной". Они вроде разные такие... мощная, яростная, жесткая "Мы не ждали..." и недаром изначально называвшаяся "Лирической" "Южная...". А ведь в "Южной" про то же отчасти... ну в самом деле, "быть таким, какой ты есть, это мужество и честь" - как же это близко к предложению "просто самовыражаться", удержавшись от "пустословия арен"!
Цветы дарила после "Южной прощальной". Оба раза даже смогла сказать то, что собиралась сказать, а не только "Спасибо!", как у меня это иногда выходит, т.к. все мысли из головы вылетают, когда я приближаюсь к Маэстро.
Но тут мне как-то удалось взять себя в руки.
И 8-го, и 10-го числа зал приветствовал Александра Борисовича стоя, и, если 10-го слышались только "Браво!" и "Спасибо!", то 8-го раздавались еще такие крики: "Александр Борисович, мы Вас любим!" и - простите, цитирую дословно - "Саша, ты супер!"
Хотя, конечно, питерское "Орфей! Орфей!" после концерта в 16 января 2014-го года, видимо, останется, непревзойденным в палне выразительности
, но все равно, приятно очень слышать такую реакцию.
Уходить не хотелось. Вот вообще совсем. 8-го еще куда ни шло, знала, что 10-го вернусь, а вот 10-го - ну хоть плачь... Уже сейчас можно сказать, что Александру Борисовичу удалось создать место, куда вновь и вновь хочется возвращаться, в первую, может быть, очередь потому, что в эти стены вложено столько сил, таланта, прекрасной его души... Браво, Маэстро! И спасибо!"