Mrrr, ага)) а потом ещё двойная же польза. Сидишь, предположим, среди приличных людей, и хоба! - наизусть кусками Анну Снегину выдаёшь - (к месту, конечно, не то чтобы неожиданно)))). Народ в шоке, думает - фига, какая умная))) и никто не подозревает, что это ты просто память когда-то тренировала Мои кошки: Анна-Марта и Лисса Thai Shining Мартятки) Лиссятки №1 Лиссятки №2 Лиссятки №3
Стихи учить и приятно, и блеснуть знаниями в компании можно. Это верно.
А я бы ещё рекомендовала изучить иностранный язык. Лучшей тренировки памяти, приводящей мозги в тонус, даже не знаю! Несколько лет назад мне пришлось заняться изучением иностранного языка. Такие случились обстоятельства в жизни... Изучала с нуля. Сначала плевалась, потом втянулась, затем стала получать удовольствие от него. А главное - интересно! Кстати, заодно вспоминается и родной язык. Все правила и т.п. "Пан Лех""Панна Марыся. Ежи Боцман.""Валуев"
С некоторых пор приходится запоминать пинкоды на кредитках. Для них придумываю ассоциации. Каждый раз свои. Например, запомнить 4125 и 7738. И я говорю: в 41 хочу выглядеть на 25, а в 77 - на 38. Опять же - позитивный посыл, и мысль материальна :). Или, так как зрительная память тренируется легче - я представляю себе клавиатуру и последовательность набора пальцами. Еще не могла запомнить код домофона к маме - 180. И представила: звонишь - никто не отвечает - поворачиваешься на 180 градусов - и уходишь. А у моей подруги код 360. Еще проще - звонишь, не отвечают, делаешь круг вокруг своей оси - и звонишь еще раз. Наша Бася красава
И представила: звонишь - никто не отвечает - поворачиваешься на 180 градусов - и уходишь. А у моей подруги код 360. Еще проще - звонишь, не отвечают, делаешь круг вокруг своей оси - и звонишь еще раз.
Я хоть и с опозданием, но напишу - уж очень интересная тема. Года 4 назад сдавала я на права. А о нашем преподавателе теории легенды ходят, до того он интересно строит занятия, в голове без записей всё укладывается. Ну и всегда с юмором. И вот что он придумал для запоминания некоторых правил. "Левый поворот разрешает разворот, но не наоборот" - тут всё понятно. "В, на и под запрещён нам разворот, ну а также задний ход" - то есть на мосту и автостраде, под мостом и в туннеле. "Две дороги, две воды, дети и рабочий" - какие знаки устанавливаются повторно вне населённого пункта. Ну и масса других. Запоминалось на ура. Оскар - хулиган на мягких лапках.
Интервью с Натальей Бехтеревой - российский нейрофизиолог. Академик АМН СССР , академик АН СССР , научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР, а с 1992 года — Института мозга человека РАН. Доктор медицинских наук, профессор. Внучка В. М. Бехтерева.
Кстати, очень интересна её книга "Магия мозга и лабиринты жизни".
Наталья БЕХТЕРЕВА: «НЕ ЛЮБЛЮ, КОГДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ МОЗГ СРАВНИВАЮТ С КОМПЬЮТЕРОМ»
О нераскрытых тайнах головного мозга человека, о таинственной природе сновидений, о загадках человеческой памяти вы узнаете, прочитав интервью с научным руководителем Института мозга человека, академиком Натальей Петровной Бехтеревой.
- В народе говорят: "девичья память коротка", а на самом деле есть какие-то особенности у женской памяти?
- Механизмы памяти и у женщин, и у мужчин одинаковы. Они включают в себя приобретение, сохранение и извлечение информации. Невозможность извлечь информацию называют забыванием. А почему человек помнит об одном Наталья Петровна Бехтерева и забывает о другом? Потому что наша память избирательна. Расскажу вам один случай, который произошел со мной. Я увидела у одного хорошо знакомого мне человека признаки серьезной болезни. Потом на какое-то время я потеряла его из виду и даже забыла о его существовании. Но меня все время преследовало смутное чувство, что произошло что-то тяжелое, страшное. А что именно, не могла вспомнить. Когда я встретила его снова, то сразу же вспомнила и то, что меня поразило две недели назад, и всю обстановку, в которой я увидела его тогда. Что же произошло со мной? Кратковременное расстройство памяти? Но тридцать лет назад, а это было именно тогда, память меня не подводила. Очень редко подводит она меня и сейчас, и то лишь тогда, когда я нервничаю. А может быть, я забыла об этом, потому что мне хотелось об этом забыть? Наша память работает по принципу саморегуляции: не нужно - забываю, с глаз долой - из сердца вон. В данном случае мы имеем дело с такой формой забывания, как подавление. Оно играет полезную защитную роль, не позволяя неприятным мыслям проникать в сознание. Произошел травмирующий меня инцидент и всякий раз, когда я пыталась извлечь его из памяти, вмешивался внутренний цензор и прекращал эту операцию. Подавление является самой простой формой забывания. Бывают и другие, более драматические случаи, например клиническая амнезия, при котором больной забывает целый кусок жизни.
- Есть ли специфичность расстройств памяти в наши дни?
- Сегодня многие люди испытывают продолжительный стресс, связанный, прежде всего с неуверенностью в завтрашнем дне, с национальными, мировоззренческими, политическими, экономическими, личными проблемами. А это нередко приводит к патологическим реакциям, которые могут развиваться в двух направлениях. Либо человек пребывает в перевозбужденном состоянии, на грани нервного срыва. Либо развивается другая крайность - состояние психического отупения в результате активности защитных механизмов организма, пытающегося противостоять эмоциональному стрессу. Защитная реакция торможения часто проявляется в виде вялости, сонливости, и в том числе в виде нарушения процессов управления памятью. Не забывайте, что мы живем в пору постоянно возрастающего информационного потока. В памяти содержится так много информации, что главной проблемой становится обеспечение доступа к ней. Потому что наша память может удержать в каждый данный момент в активном состоянии только определенное количество материала.
- Какие рецепты улучшения памяти вы могли бы дать нашим читателям?
- Для того, чтобы память была лучше, ее надо упражнять. Точно также, как существуют упражнения для укрепления мышц рук, ног, спины, шеи, брюшного пресса, существуют и упражнения для укрепления памяти. Они очень простые, общедоступные, их можно делать в любой обстановке. Например, многие люди очень любят обзаводиться большим количеством блокнотов, персональных еженедельников, записных книжек. А почему бы не потренировать свою память, и не попытаться зазубрить наизусть все номера телефонов своих друзей и знакомых? Ведь не случайно же раньше в школах детей заставляли зубрить очень многое наизусть. В том числе заучивать без всякой разговорной практики, так называемые, "мертвые языки", на которых люди уже давно не разговаривают. Зубрежка вообще была одним из методов обучения. Мы же ее всегда очень критиковали, и в конце концов ликвидировали. А вместе с ней выкинули на помойку хороший тренажер для памяти. Для тренировки памяти очень полезно заняться изучением какого-нибудь иностранного языка, заучивать ежедневно хотя бы по пять-десять новых слов. Или учить наизусть стихи - казалось бы, совершенно праздное занятие, но, поверьте моему опыту, это очень эффективное упражнение. Многие люди увлекаются разгадыванием кроссвордов - тоже неплохой метод для развития памяти и ассоциативного мышления. Обязательно нужно пополнять свой словарный запас, больше читать. И не только газеты, хотя пресса сейчас у нас достаточно интересная и разнообразная, но и фантастику, и лирику, и специальную литературу - для того, чтобы получать, как можно больше информации. То есть, заставлять работать свой мозг. Вообще, чем больше разнообразной информации человек будет стараться запомнить, тем лучше у него будет с памятью. Поэтому не делайте больших перерывов в умственной работе. Разумеется, мы не отказываемся от медикаментозного лечения, от применения фармакологических препаратов, типа, ноотропила, пирацетама, энцефабола, улучшающих деятельность мозга. Они, как правило, помогают и в детском, и в зрелом, и в преклонном возрасте - тогда, когда нарушается память, замедляются ассоциативные процессы в мозгу. Есть и другие способы укрепления памяти. Например, естественный отдых на природе. Очень благотворны лесные прогулки, потому что это не только другой состав воздуха, другие запахи, но это еще и принципиальная смена обстановки, которая сама по себе оказывает положительное воздействие на механизм нашей памяти.
- Мы часто говорим: "Ах, у меня голова разламывается, ох, я устал думать." А в принципе может ли человеческий мозг устать?
- Знаете, что, в усталость мозга я не верю. А вот неблагоприятные дополнительные факторы могут влиять на самочувствие человека. Например, человек долгое время работал в душной комнате и несчастный мозг плохо снабжался кислородом, или человек неудобно сидел, отчего кровоснабжение мозга было недостаточное. Ему кажется, что он устал думать, но это не так. Просто работать нужно в хороших условиях.
- Вы считаете, что этот "компьютер", расположенный в нашей черепной коробке, обладает практически неисчерпаемыми возможностями?
- Да, только я не люблю, когда человеческий мозг сравнивают с компьютером. Действительно, он создан так, что я не могу себе даже представить, Мозг какие требования жизни могли обусловить появление такого совершенного аппарата. Мозг может настолько многое, что этому не перестаешь удивляться.
- Если посмотреть на карту мозга, какая часть его изучена, а какая нет?
- Нельзя сказать, что какая-то часть мозга изучена, а какая-то нет. Весь мозг изучен, но только не очень хорошо изучен, еще очень много свойств мозга нам предстоит изучить. Что мы знаем о мозге, а чего не знаем? Мы знаем многое об организации движений. Мы знаем уже некоторые общие принципы организации мышления, эмоций. Не говоря уже о том, что достаточно хорошо изучена такая функция головного мозга, как руководство всей внутренней сферой организма. Но вот чего мы пока не знаем и даже не видим пути к тому, чтобы это узнать - можно ли когда-нибудь будет на основе объективных данных понять, о чем думает человек.
- Значит, поговорка "чужая душа - потемки" еще долго останется актуальной?
- Думаю, что да.. Мы сегодня можем зафиксировать, что делается в мозгу человека при применении какой-то пробы, но обратная задача гораздо сложнее. Скажем, подсоединить к человеку какие-то датчики, и, глядя на их показания, сказать: человек думает о том-то - это практически невозможно. Трудно сказать, достигнет ли этого наука когда-нибудь.
- Народные целители утверждают, что при лечении заболеваний можно добиться хороших результатов, воздействуя на подкорку головного мозга с помощью внушения. Как вы к этому относитесь?
- В общем так: те целители, которые могут вызывать к жизни собственные возможности человека, способны помочь. Если человеку, оказавшемуся в сложной ситуации, чуть-чуть помогли себя самого поднять, то ничего плохого в этом нет. Но есть, так называемые, целители, которые только говорят, что они влияют на человека, а на самом деле влияние этих целителей в кавычках приносит очень большой вред. Скажем, первые сеансы Кашпировского вселили восторг и надежды в души людей, а последующие привели к отрицательны эффектам. Поэтому разрешать публичные сеансы надо с очень большой осторожностью. Мы, врачи, разделяем заболевания на два вида: с поражением органов и без патологии органов, но с поражением их функций. Врачи лечат, и вылечивают бесконечное количество больных. Целитель же, обладающий даром внушения в лучшем случае вылечивает одного из тысячи - того, у кого так называемое функциональное заболевание.
- Можно ли отличить настоящего целителя от шарлатана?
- Лучше вообще обходиться без них. Если это не удается, то надо сочетать лечение у такого целителя, воздействующего на волю пациента и его скрытые резервы, с лечением у обычного врача, который оперирует фармакологическими средствами или скальпелем. Только на целителей полагаться опасно - можно прозевать что-то серьезное и тогда будет поздно.
- Сегодня уже никого не удивляет пересадка человеческих органов - сердца, почек, печени. А пересадка человеческого мозга - возможно ли такое хотя бы гипотетически, в отдаленном будущем?
- Это очень-очень сложно. У нас делают пересадку эмбрионального мозга, но это делается для того, чтобы подправить нарушенную биохимию мозга, что и удается, когда операция походит удачно. Берутся эмбрионы на ранних стадиях развития и пересаживаются в мозг пациента с нарушением какой-то биохимической функции. Можно ли целиком заменить один мозг другим? Сомневаюсь. Дело в том, что от мозга отходит и к мозгу подходит бесчисленное количество нервов и сосудов. Очень трудно даже представить себе, что можно все эти связи мозга с организмом сначала прервать, а потом в точности восстановить. Даже если вы подошьете каждый нерв к тому, который был у реципиента, нужно будет много месяцев ждать, пока он приживется. На благополучный исход здесь не очень-то легко рассчитывать. Можно сказать, что теоретически это возможно, но практически - нет.
- Наталья Петровна, наших читателей интересует природа сновидений. Верить ли сонникам, которые, как многие полагают, способны предсказывать будущее?
- Как правило, сновидения не имеют отношения к будущему, поэтому к сонникам не стоит относиться всерьез. Но в моей жизни было несколько сновидений, которые оказались пророческими. Причем одно из них было невероятно пророческим, вплоть до деталей. Это был сон о смерти моей матери. Мама была жива-здорова, отдыхала на юге, незадолго до этого я получила от нее хорошее письмо. А во сне, причем я заснула днем, мне приснилось, что ко мне пришел почтальон с телеграммой, в которой сообщалось, что мама умерла. Я еду на похороны, встречаю там людей, которых я раньше никогда не видела, здороваюсь с ними, называю их по именам - это все во сне. Когда я проснулась и рассказала мужу свой сон, он сказали: "Неужели ты, специалист в области мозга, веришь снам?" Короче говоря, несмотря на то, что я была твердо уверена в том, что мне надо лететь к маме, меня отговорили от этого. Вернее, я дала себя отговорить. Ну а дней через десять все произошло именно так, как это было в моем сне. Причем до мельчайших подробностей. Например, я уже давным-давно забыла слово сельсовет, оно мне просто никогда не было нужно. Во сне же я искала сельсовет, и наяву мне пришлось его искать - вот такая история. Это было лично со мной, но я не единственная. Есть немало других случаев пророческих сновидений и даже научных открытий во сне. Например, открытие Менделеевым периодической системы элементов.
- Как вы сами объясняете это?
- Вы знаете, объяснить это нельзя. Лучше не мудрить и сказать прямо: так как это никаким из современных научных способов объяснению не подлежит, придется предположить, что будущее дано нам заранее, что оно уже существует. И мы можем, хотя бы во сне, войти в контакт то ли с высшим Разумом, то ли с Богом - с Кем-то, кто владеет знанием об этом будущем. С более определенными формулировками мне бы хотелось подождать, потому что успехи технологического направления науки о мозге так велики, что может быть откроется еще что-то такое, что позволит пролить свет и на эту проблему.
- Раз уж вы сами заговорили о Боге, то не могу не спросить вас о том, как вы относитесь к религии?
- Я верю в Бога и имела случай лично убедиться в возможностях религии. Я никогда не была воинствующим атеистом, но вера эта пришла ко мне после того, как я испытала очень многое из того, что находится за пределами выносливости человека. И тогда то, что оказалось не под силу врачам - вывести меня из тяжелого состояния - было сделано буквально за десять секунд обычным священником.
- Что это было - тяжелая депрессия?
- Нет это была не депрессия, это было такое состояние, в котором я видела и слышала больше, чем положено видеть и слышать обычному человеку. Я видела странные вещи, слышала странные звуки, причем это не было галлюцинациями.
- К чему прислушиваться, если разум говорит одно, а сердце - другое?
- Сердце или разум? Я бы сформулировала эту проблему иначе: рациональный и интуитивный подход. Это все зависит от человека. Дело в том, что есть люди, которые интуитивно решают проблему очень хорошо. А потом другие, уже на основе объективных методов доказывают эти же положения, кирпичик за кирпичиком строят "здание", основываясь исключительно на разумных основаниях. Оба пути имеют право на существование. Единственное, что первый путь - это путь обреченный на потоки критики в его адрес, а второй путь наоборот практически безопасен. Но тем не менее я отношу себя к первому типу людей и, затевая что-нибудь в науке, я заранее знаю, что будет получено. И, как правило, это подтверждается впоследствии.
- Скажите, а умственные способности передаются по наследству, как это бывает с физическими признаками - ростом, цветом волос и глаз?
- Не так уж и много примеров наличия у родителей и детей одних и тех же выдающихся способностей: отец и сын Дюма, музыканты Штраусы, Дунаевские. Мозг Кто-то из них бывает более талантливым, кто-то менее, но во всяком случае такие примеры есть. Однако нельзя утверждать, что у талантливого отца обязательно будет талантливый сын.
- Ваш великий дед, Владимир Михайлович Бехтерев изобрел микстуру обладающую замечательными лечебно-успокоительными свойствами. Но сегодня легче купить капли Биттнера, чем микстуру Бехтерева...
- Ну, капли Биттнера и Бехтерева совершенно разные, хотя и те и другие нужны и полезны для здоровья. В остальном вопрос не ко мне, я не занимаюсь распространением лекарственных средств.
- Почему один человек в сорок лет все забывает, а другой и в девяносто сохраняет ясную память?
- Видите ли, в процессе старения нас поджидают всякие неприятности в виде болезней, возрастных изменений. В том числе нередко возникают и проблемы с памятью. Почему у одних память сохраняется до глубокой старости, а у других - нет? Многое объясняется генетическими факторами, наследственной предрасположенностью - это во-первых. И во-вторых, конечно, условиями жизни. Например, один человек всю свою жизнь очень много курил, другой - злоупотреблял спиртными напитками, третий - неправильно питался, в результате чего организм не получал необходимых витаминов и микроэлементов. К сожалению, очень многие люди не знают, как правильно принимать витамины. Бывает, что человек глотает большое количество витаминов и удивляется, почему это не помогает. А все дело в том, что он принимает их неправильно. Витамины нужно принимать только во время еды, и обязательно - вместе с микроэлементами. На упаковках хороших витаминов обычно печатают мелким шрифтом два списочка. Верхний - это собственно витамины, а нижний - это микроэлементы: цинк, железо, различные минеральные и органические вещества, которые необходимы человеческому организму.
- Когда нас, не дай Бог, скрутит радикулит или разболится зуб, то мы, не теряя времени, бежим к врачу. А если какие-то нелады с памятью, то мы обычно отмахивается: а, ладно, ерунда, потом вспомню...
- Действительно, мы очень халатно относимся к таким сигналам, которые посылает нам наш мозг. И совершенно, между прочим, напрасно. Забывчивость, провалы в памяти - это очень тревожный знак, на который следует обратить самое серьезное внимание. Я бы сказала, что каждый человек должен быть очень озабочен состоянием своей памяти, качеством своих мыслительных процессов. В этих вопросах не следует полагаться на самозащиту мозга. Да, у человеческого мозга много степеней защиты, но против нарушений памяти у него защиты нет. К сожалению. Наша память функционирует следующим образом: сначала в нее закладывается какая-то информация, а потом, когда вам нужно что-то вспомнить, вы считываете, извлекаете эту информацию из памяти. Так вот, все дело в том, что механизм считывания информации из памяти очень хрупкий, легкоранимый, он часто выходит из строя. Но память тренируется.
- Когда нужно начинать тренировать свою память?
- Этим нужно начинать заниматься, как только появятся первые сложности в процессе считывания информации из памяти. Не забывание, нет - ведь вы же не забыли, вы, в конце концов, вспоминаете то, что хотели вспомнить, но не сразу, с трудом. Это тревожный симптом. Нужно сразу же принять его во внимание и заняться своей памятью серьезно. Я уже сказала, что мозг можно тренировать, заставляя его выполнять разнообразную деятельность. И не обязательно, кстати сказать, умственную. Если человек занимается двигательной активностью, он тоже тренирует мозг, потому что все виды деятельности человека, так или иначе, связаны с мозгом.
Из химии" шла старушка через лес и пускала аш- два- эс(сероводород)"," сапоги мои того, пропускают аш-два-о(вода)". Ничего не помню из курса химии, кроме этого... А сейчас, когда ребенок учит английский, я использую один приемчик. Пишу например список неправильных глаголов и вешаю его дверь в туалете. И теперь хочешь-не хочешь, а сидя в туалете по какому-либо делу, созерцаешь этот список. Пусть это будет 5-7 минут в день, но через неделю эти слова запоминаются на отлично. А главное, не надо выделять на это дополнительного времени. Ведь в туалет-то ходят все. Но если вы там читаете , то конечно не сработает...
Galka_007, в туалет - правильно, а ещё - на стенку у кровати. Перед сном ребёнок долгое время рассматривает то, что перед глазками, придумывает что-то, какие-то свои истории, параллели, и, даже думая о своём, фантазируя, накрепко запоминает материал. Тоже метод "на ура". Мои кошки: Анна-Марта и Лисса Thai Shining Мартятки) Лиссятки №1 Лиссятки №2 Лиссятки №3