Понемногу буду рассказывать и выкладывать фотографии из нашей поездки в Юрьев-Польский - город из "Золотого кольца России".
Когда мы приезжаем на дачу в Переславль, то обязательно намечаем себе какую-нибудь интересную поездку в ближайшую местность или город. Дело в Том, что Переславль расположен очень удобно для того, чтобы съездить куда-то одним днём. Куда-то - это в города из "Золотого кольца России". Официальных городов семь (по некоторым данным - восемь). Но по сути. их много больше. Все города, что попадают в радиус этого кольца считаются "золотыми". И это действительно так! Как красива Россия!!! Чтобы ещё раз убедиться в этом, достаточно просто побывать в одном из его городов или местностей...
Юрьев-Польский находится в центре "Золотого кольца России", поэтому довольно часто он не попадает в туристические туры - не по пути от одного города к другому. Но именно поэтому в нём сохранилась нетронутой и не заезженной та красота и самобытность, которой так не хватает в очень популярных туристических городах. Например, в Юрьев-Польский так же как и в Переславль не проведена железная дорога. Поэтому доехать туда можно только на автотранспорте.
Но как же здорово ехать в этот город и смотреть по сторонам, любоваться на бескрайние поля, залитые солнцем и радоваться тому, что русская земля и сейчас так хороша и великолепна, как и славилась издавна! Не зря, совсем не зря город назвали Юрьев-ПОЛЬСКИЙ...
Итак... В поездку мы собирались уже недели две, но всё какие-то дела образовывались. И, наконец, мы решили в одну минуту просто сесть в машину и рвануть-таки в Юрьев-Польский. Тем более, ехать до него меньше двух часов. И вот - едем!!! Коты остались на даче за хозяев. А мы в предвкушении приключения пели песни и фотографировали всё вокруг...
Сначала проехали несколько населённых пунктов - Большая Брембола, Малая Брембола, Кабаново, Рязанцево, Симу... Вот, Сима оказался интересным местом. Оказывается именно там провёл свои последние дни Багратион в 1812 году... Но об этом позже.
И вот он - Юрьев-Польский!!! УРА! Аккуратные улочки, ведущие к центру города. Вокруг всё в цветах и клумбах. Нет заброшенных зданий, город живёт и процветает. Множество маленьких магазинчиков, карусели для детей, рынок - всё создаёт ощущение тихой уютной жизни.
В самом центре города, куда как лучики ведут все дороги, Михайло-Архангельский монастырь с Георгиевским собором.
Из истории:
"Город был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. По его приказу была сооружена почти круглая крепость, которая была обнесена сохранившимися до наших дней земляными валами высотой до 7 м, с деревянными стенами. В центре крепости, в 1234 году был возведён Георгиевский собор.
С 1212 года Юрьев-Польский — центр удельного княжества, во главе которого встал сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. В период его правления в городской крепости основан княжеский Михайло-Архангельский монастырь.
В 1216 году рядом с городом состоялась знаменитая вторая Липицкая битва.
В 1238, 1382 и 1408 годах город разорялся монголо-татарским нашествием. С 1340 года в составе Московского великого княжества.
Во время смуты начала XVII века Юрьев-Польский был сожжён поляками. С середины XVII века начался экономический рост города, которому способствовало его нахождение на Большой Стромынской дороге, соединявшей суздальские земли с Москвой.
В XVII—XVIII веках был заново отстроен ансамбль Михайло-Архангельского монастыря, в котором выделяются расположенная в западной части монастырской ограды надвратная Богословская церковь 1670 года, а также монументальная шатровая колокольня XVII века и Знаменская трапезная церковь."
История его довольно любопытна. Наилучшее описание, как мне кажется, у Голицына Сергея в книге "За берёзовыми книгами". Собственно, с этой книги, прочитанной мной в детстве, началось знакомство с городами "Золотого кольца" России, с интересной историей нашей земли...
"Перед нашим отъездом он собственноручно вписал в мою записную книжку следующий текст из Тверской летописи: «И съсдаю Святославъ чюдну, ръзанымъ каменемъ». Надпись эта означала, что неведомый зодчий, а вовсе не князь Святослав – один из сыновей Всеволода Большое Гнездо – создал в Юрьеве Польском в 1234 году церковь из резного камня – Георгиевский собор. Не сразу позади других построек отыскал я эту белокаменную жемчужину, «церковь чюдну», или, скорее, чудную. Маленькая, головастая, приземистая, как грибок боровичок, была она удивительно милой, забавной, уютной, совсем не похожей на другие, виденные нами гордые храмы двенадцатого столетия. Я подошел ближе и поразился: каждый отдельный камень ее низких стен был настоящим вдохновенным творением художника. На каждом камне безвестные мастера вырезали неведомого сказочного зверя, или птицу, или святого. Здешние каменные чудища были куда хитроумнее и вычурнее владимирских. Ни один камень не был похож на другой. Этот лев уперся в цветок всеми четырьмя лапами, другой – поднял одну лапу, а вон тот раскрыл пасть, и его язык превратился в пламя. Камни по стенам были размещены в полном беспорядке: святой чередовался с треххвостым барсом, гирлянды стеблей вовсе обрывались. Незадолго до нашего похода Тычинка мне рассказал историю этого беспорядка. Двести с лишним лет простоял Георгиевский собор и неожиданно обрушился. Из Москвы был прислан мастер Ермолин с приказом восстановить храм. Мастер приехал и увидел только остовы стен и груды резных белых камней. Ермолин пытался в них разобраться, пытался подобрать узоры, переходящие с одного камня на другой. Но задача для него оказалась явно непосильной. Он восстановил собор, не сумев разгадать гениального замысла того, первого зодчего."
Из книги Сергея Михайловича Голицына "Сказание о белых камнях: Сыновья великого князя Всеволода": "Все люди Владимира и Переславля-Залесского, и стар и млад, пошли в поход. К полкам великого князя Юрия и его брата Ярослава присоединился полк брата Святослава и полк города Мурома. А братья Владимир и Иван в борьбу не ввязывались, предпочли дожидаться, чья сила пересилит.
Страшная битва произошла 21 апреля 1216 года на речке Липице близ города Юрьева-Польского.
«Вышли все володимерцы на бой и до купца и до пашенного человека», — говорит один летописец. А другой в ужасе заносит на пергамент: «Поидоша сынове на отца, а отцы на дети, брат на брата, рабы на господину, а господин на рабы».
Ночью накануне битвы братья Юрий, Ярослав и Святослав пировали со своими «младоумными» дружинниками и похвалялись: «Мы их седлами закидаем».
Один старый воин подошел к молодым князьям и такие слова молвил: «Славен Мстислав своей удалью да ратным искусством. Мириться с ним надо, а не проливать зря кровь русскую».
А братья от хмеля «възнесшеся славой». Не послушали они мудрого совета, а, уверенные в своей победе, принялись заранее делить всю землю Русскую промеж себя. Юрий брал себе Владимир, Суздаль и Ростов да еще хотел прихватить отдаленный Галич. Ярославу он отдавал Новгород, Святославу — Смоленск. Ольговичам оставался лишь Киев да Чернигов.
Наутро новгородцы, ростовцы, псковичи да смоляне встали на одной горе, называемой Юрьевой, старшим над всеми их полками был Мстислав Удалой.
На другой горе, Авдовой, подняли свои стяги полки Юрия, Ярослава, Святослава и муромцев. Была меж обеими горами болотистая долина.
Приказали Юрий и Ярослав никого в бою не щадить.
«Да не оставим ни однова живы», пленных «вешати и распинати», а коли князья в плен попадутся, о них собирались «после думати». Не говорит летописец, какие страшные муки им готовили.
А новгородцы сошли с коней, сняли сапоги и пешие, босые бросились на врага. Мстислав искусно вводил в бой все новые и новые полки. Бились страшно — топорами, кистенями, ножами, дубинами; знатнейшие дружинники рубили мечами, кололи копьями. Мстислав скакал от одного полка к другому, подбадривал воинов меткими словечками, сам рубил сплеча направо и налево. А Константин остановил коня позади своих полков, и слезы лились из его очей.
Такой зверской битвы еще не знали на Руси. Говорится в летописи: «И труск от копей ломления и звук страшен от мечного сечения». Звон оружия и крики раненых были слышны в Юрьеве-Польском. Стало войско Мстиславово одолевать. Суздальцы падали, как колосья под серпом. Всего их было убито 9233 человека. А новгородцев много меньше.
Как увидел князь Юрий, что побежали его полки и полки брата Ярослава, так повернул коня, скинул кольчугу, сменил по дороге трех коней и на четвертом в одной сорочке прискакал во Владимир."
"А в законах, называвшихся «Русская Правда», которые ввел еще в XI столетии прапрадед Всеволода Большое Гнездо — великий князь Киевский и всея Руси Ярослав Мудрый, — говорилось, что после смерти старшего в роде великого князя его стол занимает следующий за ним брат. И сколько раз из-за этого закона «обижались» князья «изгои», младшие сыновья или племянники и поднимали усобицу. И оттого слабела разрозненная Русь.
Всеволод, отдавая великокняжеский стол второму своему сыну Юрию, преступил «Русскую Правду», и загорелась усобица, и была Липицкая битва.
А Константин, помня о пролитых потоках крови, не решился нарушить законы своего предка.
Так великим князем вновь стал Юрий...
В одно из своих посещений Юрьева-Польского я решил побывать на месте Липицкой битвы. С выпиской из Воскресенской летописи в руках я хотел представить себе весь ход того ужасного и бессмысленного побоища. И была у меня маленькая надежда: а вдруг посчастливится найти хоть наконечник стрелы или обрывок кольчуги.
К моему удивлению, ни один из жителей города не смог мне указать места битвы. Даже такой знаток района, как тогдашний директор местного музея Федор Николаевич Полуянов, на мои вопросы только пожимал плечами.
Но, по словам летописца, крики раненых и звон оружия были слышны в городе — значит, искать нужно было где-то поблизости.
С местными школьниками отправился я в поход. Ходили мы три дня, расспрашивали всеведущих дедов — жителей окрестных деревень. Никто не знал, где течет речка Липица, где находятся горы Юрьева и Авдова.
И понял я: проходят годы и столетия, возникают новые деревни с переселенцами из других краев. Старые названия забываются. Исчезают из памяти народной исторические события и названия, связанные с этими событиями. Когда-то знаменитые имена князей позабылись. Даже о Великом Всеволоде в песнях не поется и в сказках не сказывается. И страшные распри меж его сыновьями давно быльем поросли.
Дошел до нашего времени один-единственный, хотя и немой свидетель страшной Липицкой битвы.
Вот что случилось в окрестностях Юрьева-Польского осенью 1808 года.
Однажды крестьянка Ларионова отправилась в лес «щипать орехи». Много ли она собрала орехов — неизвестно, как. вдруг увидела, что из-под прошлогодней листвы под кустом высовывается какая-то железка. Она нагнулась и подняла вроде бы заржавленную посудину. Сунула ее в лукошко и принесла домой.
Староста купил чудную находку за пятнадцать копеек. Почистив ее песком и мылом, он увидел, что это не посудина, а словно остроконечная шапка; к бокам ее были прикреплены иконки, да будто серебряные. Он продал ее одному ярославскому чиновнику за пять рублей, чиновник преподнес шапку архиерею, а тот отослал ее в Петербург, самому царю Александру Первому.
Находка попала к известному знатоку древностей, тогдашнему президенту Академии художеств А. Н. Оленину. Ученый определил, что найден редчайший древнерусский шлем; такая драгоценность могла принадлежать только князю. На серебряных чеканных, украшенных узорами пластинках были изображения святых — Федора, Георгия и Василия, а наверху шла надпись: «Помози рабу твоему Федору». Федор — было христианское имя князя Ярослава. Значит, шлем принадлежал ему, он его потерял, когда поспешно бежал с поля Липицкой битвы. Чиновник «за усердную службу» получил сто рублей, а шлем был отослан в Москву, в Оружейную палату Кремля.
По новейшим исследованиям, этот шлем был изготовлен еще в середине XII века для дяди Ярослава князя Мстислава Юрьевича, чье христианское имя также было Федор. У отца Мстислава, Юрия Долгорукого, христианское имя было Георгий, а у его деда, Владимира Мономаха, — Василий. Вот почему на шлеме оказались изображения именно этих святых.
Этот Мстислав несколько лет прожил в изгнании в Царьграде, затем княжил в Новгороде, ходил походом на поволжских болгар. Его племянник Ярослав с юных лет воевал по разным городам русским. Наверняка оба владельца драгоценного шлема брали его с собой в походы.
Теперь эта редчайшая историческая ценность хранится в сейфах Оружейной палаты, а для всеобщего обозрения выставлена его точная копия. Двойник водружен на самом верху «горки», выше всех других шлемов. Мало кто знает, какова история шлема, во скольких краях, во скольких битвах он побывал, прежде чем попасть в Московский Кремль."
Михайло-Архангельский монастырь. История монастыря.
Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское.
Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году. Еще около двух лет продолжалась внутренняя отделка храма, и в 1808 годуприбывший специально из Владимира епископ Ксенофонт (Троепольский) освятил новый собор. Несмотря на время постройки, храм сохраняет черты архитектуры середины XVIII века, а кое-какие – даже века XVII-го. Высокое стройное бесстолпное здание с пятью главами богато украшено рустовкой, сочетающейся с резными карнизами и фризами. В соборе хранился образ Михаила Архангела, который в 1812 году настоятель монастыря Никон дал с собой 5-му полку Владимирского ополчения. Образ прошел всю войну и в 1814 году возвратился в монастырь. В Михайло-Архангельском соборе были погребены многие настоятели монастыря, в том числе здесь находится гробница сына основателя монастыря, схимонаха князя Дмитрия Святославича, который скончался в 1269 году. В храме по сей день сохранились две старинные монастырские иконы, почитающиеся чудотворными. В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.
Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.
Подлинное украшение монастыря – надвратная церковь Иоанна Богослова – была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.
Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. Это красивое массивное восьмигранное сооружение, грани которого испещрены украшениями. Завершает колокольню высокий шатер с тремя рядами «слухов». На ярусе звона было девять колоколов, среди которых были очень интересные старинные экземпляры. Так, например, два колокола были отлиты в XVII веке, один – на вклад вдовы Анфисы Початовой, которая таким образом обеспечила своему мужу вечное поминовение. Самый большой колокол, весов в 320 пудов (около 5250 кг), был подарен монастырю в 1804 году юрьевским купцом 1-й гильдии, Петром Петровичем Карцевым. Этот колокол разбился в 1807 году и был перелит заново во Владимире. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось в советское время.
Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.
Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них – маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.
Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь – все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.
В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, но не сразу, а только при содействии известного архитектора и реставратора П.Д.Барановского. В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта. Можно также подняться и на колокольню, чтобы взглянуть на весь монастырь с высоты и еще раз насладиться его видами. " источник
Собственно, памятник Долгорукому находится в Парке молодожёнов.
Здесь вся атрибутика для реализации сентиментальных замыслов молодожёнов. Миниатюрный мостик (метра два) через несуществующий ручей. Но на нём можно повесить замок "супружеского счастья". Странное поветрие, принявшее размеры эпидемии... Также, в парке есть трон для молодожёнов, огромные обручальные кольца с пожеланием "Совет до любовь" и валун с памятной табличкой о святых Петре и Февронье - покровителях семьи и брака (открыт 8 августа 2010 года).
На противоположной стороне перед Парком молодожёнов располагается местный ЗАГС. Видимо, в порыве томления будущие супруги раскокали входную дверь. Но работники ЗАГСа тоже не лыком шиты - стекло в дверь вставили закалённое. Какая горячая молодёжь в Юрьев-Польском!
(Правая створка двери с вмятиной и трещинами по стеклу)
Тут же, непосредственно перед ЗАГСом, только слева - центральная площадь города. Естественно, с Ильичём! Вернее, с памятником Ильичу. утопающему в цветнике. Надо отметить. что озеленение в Юрьев-Польском на высоте. Цветники есть везде, где это можно устроить.
С другой стороны от ЗАГСа, справа, на площади в торговых рядах расположены три карусели и тир. И всё работало! На каруселях крутили одинокого мальчишку, в вагонетке ехала и счастливо заливалась смехом маленькая девочка, в тире - одинокий юноша. Эта картинка напомнила мне своё далёкое детство. Когда в небольших городах парки развлечений с каруселями были так же лаконичны и просты. Зато сколько радости и счастья они вызывали в детской душе!
Ходили, ходили по городу, захотели пообедать. Вообще-то мы не любим ходить по общепиту, но приезжая в любой город интересно попробовать местную кухню, продукты, ощутить флёр местности через желудок. Так где же обедать в Юрьев-Польском? Конечно в "Золотом телёнке"! Кто не в курсе - именно в этом городе снимали известный фильм "Золотой телёнок" с Юрским, Куравлёвым и Гердтом. В кадры фильма попали валы, монастырь, центральная площадь, торговые ряды и просто улицы города.
Еда в кафе оказалась вкусной! Цены... по московским меркам, это кафе в разряде "до 600 руб." т.е. можно заказать обед из трёх блюд и уложиться в эту сумму. А кофе!!! За 40 рублей принесли прекрасно сваренный кофе. Давно такого качественный кофе не пила в кафе и ресторанах.