Юлия Меламед, // Московские новости, 28.02.2013.
Почему именно «котики против пичальки», а не собачки и не дельфинки? Не ежики? Не комарики? Откуда бесконечный перепост котиков в социальных сетях? Уж и жаловались на это. И грозились забанивать за котиков — ничего людей не берет. Они прям из железа — постят котиков и постят. Существуют многочисленные группы: «Котики против пичальки», «Коти, кисики и котаны», есть «Котовторники» и «Котофото» и т.д. Почему же все-таки они? Многие животные воздействуют на человека терапевтически. Но блатные мафиозные коты захватили весь интернет — и не захочешь, а перепостишь. Что за нашествие?
Собака бывает кусачей. Как ни крути. Цветочки не имеют эмоций. Как ни поливай. Ежики вообще неадекватные. Лягушки мокрые. Хомячки жирные, и вообще они мещане, не духовные они какие-то. И только котики мяучат вдохновенно. Да и фонетически «кисики против пичальки» содержит максимальное число терапевтических звуков.
Именно борьбе с засильем кошечек в интернете посвятил свой известный проект «Котя» Борис Бергер, который называет себя арт-технологом. Бергер инкорпорирует фотографии кота в произведения живописи: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Явление Христа народу»… Но как бы ловко художник ни объяснял свой проект (например: «Котя был всегда. Или его никогда не было. Котя — это особое состояние реальности. Это элемент нашей культуры и нашего сознания»), популярен Котя стал все-таки именно благодаря умильной внешности. Именно морда Коти, одновременно наглая и невинная, заставляет нас делать перепост этих картинок, а не творческая составляющая ироничного проекта.
Биологи относят кошку к разряду животных-компаньонов, то есть тех, кого человек приручил намеренно в качестве универсального антидепрессанта. Хотя, конечно, в домашних животных побывали кроме кошек и собак и попугаи, и змеи, и черепахи, и мадагаскарские шипящие тараканы — кого-то утешают и они. Само слово «кошка» уже содержит уменьшительно-ласкательный суффикс и происходит от древнерусского «котъка». Оно близко названиям в очень многих языках Европы и Ближнего Востока — ирландскому Catt, испанскому Gato и лезгинскому «кац». В чем же все-таки причина успеха всемирного заговора «кацев»?
Оказывается, есть точное и в общем-то грустное объяснение этого явления у психологов. Федор Коноров, психолог, преподаватель Московского гештальт-института и Московского института психоанализа, считает, что из домашних животных кошки — самые пригодные для тисканья: «Ведь не каждую собаку потискаешь. Кошка — это то, что лежит на коленях и мурлычет. Сверхпопулярность кошек в социальных сетях объясняется сегодняшним дефицитом телесного контакта, телесного тепла — кошки компенсируют их в первую очередь. Кошки в интернете ассоциативно связаны именно с этим телесным контактом, которого нам катастрофически сегодня не хватает».