мастеркласс фотографа Елены Кенунен
рекомендует Ivan_off, г. С-Петербург, Клуб Тайских Кошек Кошка – самое грациозное и фотогеничное животное, и все начинающие фотографы обязательно проходят через увлечение кошками. Старожилы фотоклуба при Выборгском дворце культуры (Санкт-Петербург) рассказывают, что некогда в клубе был запрет на фотографии кошек, потому что этих фотографий было слишком много. Сейчас эту дискриминацию, к счастью, отменили.
Человеческий интерес к кошачьим имеет врожденные генетические корни. Именно большие кошки, а точнее леопарды, охотились в саванне на наших далеких человекообразных предков, пока они еще не научились пользоваться огнем и оружием. Хищник, конечно, страшен, но не безобразен. Наоборот, он завораживающе прекрасен. Таким его заставляет видеть инстинктивная программа, предписывающая наблюдать за ним с безопасного расстояния.
Хищники уже давно не являются главным источником опасности для современного человека, в автокатастрофах людей погибает гораздо больше, чем от хищников, но врожденный интерес к кошачьим у нас остался. Наши домашние любимцы, точная уменьшенная копия главного нашего «врага», также завораживающе красивы и, как все прекрасное, - вызывают повышенный интерес фотографов.
Технические аспекты фотосъемки кошек
- Как и любых животных, кошек лучше снимать с уровня их глаз, т. е. или низко наклониться, или посадить животное на стол или диван.
- Животное, как и любой движущийся объект, не должно упираться носом в край кадра. Свободное пространство спереди должно быть чуть больше свободного пространства сзади от животного.
- Нужно стараться помещать животное в кадр целиком, стараясь не обрезать хвост лапы и уши (если, конечно, целью съемки не является одна голова).
- Фон не должен быть пестрым или очень ярким. Для «вечного» сюжета «кошка на диване» лучше подойдет однотонное покрывало. Если фон находится довольно далеко, то его можно «размыть» шире открыв диафрагму.
- Длиннофокусная оптика более пригодна для съемки портретов, чем короткофокусная, т. к. дает меньшие перспективные искажения. Хотя это не аксиома, т. к. можно получить интересный эффект очень больших зубов при маленькой задней части животного, используя особо короткофокусный объектив. Но для традиционного портрета, как людей, так и животных зум лучше выдвигать.
- Движущиеся объекты во избежание смаза и шевеленки надо снимать на коротких выдержках. Например, можно включить спортивный режим фотоаппарата или использовать режим приоритета выдержки, устанавливая ее значение не менее 1/200 секунды. Для спящего животного, конечно, такая короткая выдержка не обязательна, а если хочется запечатлеть, как кошка вылизывает свою шерстку, то не следует забывать об этом. Движение также можно остановить импульсным светом, т. е. вспышкой, т. к. вспышка дает очень короткий световой импульс.
Пленочная мыльница или зеркалка?
На пленочную мыльницу хорошо сфотографировать кошку практически невозможно из-за малых размеров животного. Я даже читала в Интернете историю про одну котовладелицу, которая верила в то, что кошки на фотографиях получаются всегда нерезко из-за сильного биополя животного. Правда о существовании зеркальных фотоаппаратов эта дама не слышала.
Техника съемки сильно зависит от того, что должно получиться в результате – портрет с интересным выражением глаз, экстерьерная фотография породистого животного или забавный снимок с интересным сюжетом.
Фотографии животных с открытым ртом, облизывающихся, умывающихся или зевающих в отличие от аналогичных фотографий людей выглядят забавно. Кошачьи зубы и языки смотрятся привлекательно. Но для того, чтобы поймать нужный момент, необходим довольно быстрый фотоаппарат.
На медленную цифромыльницу трудно запечатлеть наиболее интересную фазу движения. Пленочные зеркальные камеры обычно срабатывают быстрее, но требуют очень большого расхода пленки для съемки животных.
Также к недостаткам пленки относятся трудности при кадрировании. Не всегда удается такой быстро движущийся объект, как животное, запечатлеть композиционно правильно, часто бывает так, что в кадре есть что-то лишнее, и это лишнее хочется обрезать. Для «цифры» эта задача легко решается в графическом редакторе на компьютере.
А для пленки все гораздо сложнее. Конечно, можно выполнить кадрирование при ручной печати, или на цифровой печатающей машине, сидя рядом с оператором, или опять же на компьютере, отсканировав пленку. Но все же, эти варианты не очень удобные. Оптимальным вариантом для съемки кошек является цифровая зеркальная камера, единственным недостатком которой является высокая цена. Достоинством дорогих камер является также возможность установки на нее внешней вспышки.
Особенности фотосъемки кошек со вспышкой
Эта возможность имеется и на некоторых «продвинутых» моделях компактных камер. Без внешней вспышки можно фотографировать кошек только на улице при ярком естественном свете. В помещении, как правило, света для съемки не хватает, и без вспышки не обойтись. Свет от встроенной вспышки, расположенной близко к объективу, отражается от внутренней поверхности глаза и дает так называемый «эффект красных глаз».
У кошек разных пород этот эффект может проявляться свечением зеленым, красным и даже голубым цветом, но сути это не меняет. Снимок со светящимися, как у вампира, глазами является техническим браком. И годится разве что только для семейного альбома. Чтобы избежать эффекта красных глаз нужно отодвинуть вспышку от объектива, причем, чем мощнее вспышка, тем дальше от объектива она должна находиться.
Если потолок в помещении белый, то хорошие результаты можно получить, если направить вспышку в потолок, часть света при этом с помощью белого отражателя можно направить вперед. Такой способ освещения дает более мягкий свет, чем вспышка «в лоб» и его можно использовать для репортажной съемки, например, дома или на кошачьих выставках. Именно таким способом была освещена «сладкая парочка» вылизывающих друг друга Мурки и ее великовозрастного сыночка Дусика, уютно расположившихся на веранде.
Но часто в больших выставочных залах потолок бывает высоко, или он не белого цвета. Тогда можно использовать отражатель, направленный под 45 градусов к вспышке. Он направляет весь поток света вперед. При этом на фотографии будут присутствовать довольно глубокие тени, но все же не такие, как при вспышке «в лоб».
Еще лучшие результаты можно получить, используя несколько студийных источников света и пластиковый моющийся однотонный фон-пандус. Но в студии трудно добиться естественного поведения животного. Далеко не каждая кошка будет чувствовать себя на холодном пластике как дома. И надо затратить много времени и усилий, чтобы получить хороший кадр. Фотографу желательно иметь двух помощников, один из которых следит, чтобы животное не убежало, а другой привлекает внимание кошачьей игрушкой-дразнилкой.
Чтобы взгляд был направлен на зрителя, махать игрушкой нужно максимально близко к объективу, и достаточно далеко от головы животного, чтобы не было скошенных к носу глаз. Постановка студийного света – это тема отдельной статьи. А здесь я хочу подробнее остановиться на фотосъемке уличных кошек.
Фотосъемка уличных кошек (работа с телеобъективом)
Кошки, которые гуляют сами по себе, обычно к себе близко не подпускают. И чтобы животное было в кадре довольно крупно, не всегда бывает достаточно максимально выдвинуть зум. Для зеркальной камеры существуют специальные телеобъективы, а для компактных камер, специальные насадки – телеконверторы. Именно с помощью телеконвертора удалось запечатлеть кошек на заборе и на мусорном бачке.
Особенностью работы с телеобъективом или телеконвертором является необходимость устанавливать довольно короткую выдержку. В противном случае кадр будет смазанным. Короткая выдержка предполагает или яркий естественный свет или высокую чувствительность ISO пленки или матрицы. На высоких ISO появляется шум на цифре и зерно на пленке, что ухудшает качество снимка. Фотографу приходится выбирать из двух зол, опасностью смаза и шумом.
Дорогие цифровые камеры позволяют ставить довольно большой диапазон значений ISO, примерно от 100 до 3200. Любительская же пленка обычно продается с тремя значениями 100, 200, 400. Значение 800 – уже встречается далеко не во всех магазинах. Если нужно поменять чувствительность пленки, то ее нужно доснять, и зарядить в фотоаппарат другую. На цифре же чувствительность можно устанавливать для каждого кадра свою. Это еще один аргумент в пользу цифры.
Эпилог
Уважаемые читатели, если я Вас еще не напугала трудностями и финансовыми вложениями, удачной охоты! Если же вам жалко потратить несколько тысяч долларов на оборудование, а хороший портрет любимой кошечки очень нужен, обратитесь к профессионалам.