Елена Непринцева
ж. Наша Психология, №2(37) Февраль 2010
Кошки и собаки частенько выпрашивают еду со стола у своих хозяев или их гостей, а птицы и звери в зоопарках — у посетителей. Профессиональные нищие выманивают деньги у сограждан, а дети в бедных кварталах — у заезжих туристов. Бездомные собаки, ловя взгляды горожан у метро, «заставляют» их останавливаться и раскрывать сумки с продуктами. У каждого есть свои причины вступать в этот специфический контакт. Так что же заставляет одних выпрашивать, а других — делиться? И что получают в результате участники этого действия? Для начала заглянем в зоопарк.
«СМОТРИ, КАКОЙ ЗАБАВНЫЙ МИШКА!»
В зоопарке попрошайничать могут бараны, свиньи, жирафы, лошади, верблюды, обезьяны, гуси, страусы, некоторые хищные — и это занятие может составлять немалую долю в бюджете активности этих животных.
Несомненно, одни из самых заметных персонажей в этом жанре — медведи. Они способны вызывать живой интерес публики своим разнообразным поведением, привлекающим внимание зрителей. Обычно медведи выпрашивают, сидя на задних лапах, а передними совершают различные движения. Поднимая одну лапу вверх, зверь становится похожим на полноватого популярного политика, приветствующего свой электорат.
Развалившись, как в кресле, на дне рва, ограждающего вольер, медведь может озирать публику с видом слегка уставшей от собственной известности звезды и уже одним этим вызвать оживленную реакцию посетителей. Иногда он прибегает к незатейливым трюкам в духе скоморохов, например, обхватывает передними лапами заднюю лапу и наблюдает за произведенным эффектом. Но бывает, зверь проявляет большую изобретательность и использует как реквизит случайные предметы, брошенные в вольер неаккуратными посетителями. Он может ловко «жонглировать», перебирая огромными когтями тонкую палочку от сахарной ваты, или, взяв пластиковый стаканчик одной лапой, другой теребить ветку, лежащую рядом, и поглядывать на публику.
Большинству посетителей медведь, «приветливо» машущий лапой, несомненно, кажется привлекательным. А вот работники зоопарков, как правило, не одобряют такое поведение своих подопечных и сердятся, когда люди вопреки запретам кидают корм в вольеры. Зачастую и среди публики находится человек, осуждающий других за подачки животным. Действительно, это может вызывать у них расстройство пищеварения или более серьезные проблемы.
Многие считают, что именно посетители провоцируют обитателей зоопарков попрошайничать. У самих животных причин для этого, казалось бы, нет, ведь звери получают полноценные сбалансированные рационы.
В Московском зоопарке много лет изучают попрошайничество у медведей-губачей. Звери выбирают близкие к посетителям места с хорошим обзором публики и могут заниматься выпрашиванием почти 40% времени, что исследователь наблюдает за животным. Часто они делают это сразу после кормления. При этом медведи не только не съедают всех подачек, но примерно половиной из них даже не интересуются. Выходит, медведи попрошайничают не только ради еды?
ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ…
Поначалу попрошайничал только один из зверей, а другой (их по очереди выпускали в вольер) совсем не участвовал в этом. Тем не менее люди бросали подачки обоим животным. Однако медведю, который попрошайничал, бросали, по нашим подсчетам, в 20 раз больше, чем тому, который не выпрашивал.
Значит, сами животные своим поведением стимулируют людей кидать корм в ответ. Может быть, животным просто нужно вызвать ответную реакцию людей на свои действия?
МЕДВЕДИ И ОПТИМИЗАЦИЯ
Когда в это занятие втянулся и второй медведь, обнаружилось, что наряду с общими тактическими приемами у каждого из них есть свой индивидуальный «почерк».
Оказалось, животные могут оценивать, сколько людей присутствует около их вольера, и, как правило, начинают выпрашивать, если собирается не менее 10 человек. Периодически оба медведя проводят своеобразную рекогносцировку, используя тактику короткого (меньше минуты) визуального сканирования публики.
Один из медведей более активно использует мимику: он периодически прижимает уши и вытягивает нижнюю губу, осматривая публику, и его морда выглядит выразительнее, чем у второго.
Тактика первого — завладеть вниманием большой толпы, человек 20 — 30, но не дольше чем на три минуты. Второй зверь просит по времени в два раза дольше, но предпочитает работать с толпой более скромных размеров — человек 10 — 15.
Интересно, что эффективность выпрашивания у животных различается: частота подачек от посетителей одному медведю в пять раз выше, чем другому. Тот, кто тратит больше времени на каждое отдельное попрошайничество, адресованное небольшому числу посетителей, «проигрывает» тому, кто дает короткие сеансы выразительного выпрашивания более многочисленной публики. Получается, что «успешный» медведь оптимизирует свои усилия: он повышает «рентабельность» путем минимизации временных затрат. Похоже, медведи пытаются управлять процессом взаимодействия с посетителями.
МЕНЬШЕЕ ИЗ ДВУХ ЗОЛ
Очевидно, что попрошайничество — это не пассивный ответ на активность публики. Животные управляют посетителями: своим поведением они привлекают внимание людей делают их поведение более «отзывчивым». У животных может возникать субъективное ощущение контроля над средой, которого им так не хватает в ограниченных условиях неволи. Это позволяет им лучше адаптироваться к однообразной жизни в зоопарке.
Действительно, чем больше медведи просят еду, тем меньше у них стереотипного расхаживания, которое традиционно считается маркером неблагополучия животных в неволе. Конечно, не стоит заблуждаться: выпрашивание — это всего лишь меньшее из двух зол, а лучшее свидетельство благополучия животного — это проявление естественного поведения.
ПО ТУ СТОРОНУ РВА
Что получают посетители от «попрошайничества»? Большинство из них наверняка согласится с тем, что животных в зоопарках хорошо и правильно кормят. Подачки — это доступный для посетителей способ общения с животным. Люди, бросающие еду в вольеры, не просто подкармливают животных — они пытаются вступить с ними в контакт, хотя бы таким «крамольным» путем. Что при этом испытывает человек — радость, удовлетворение или чувство превосходства?
Известно, что нищие успешно эксплуатируют в своей «работе» образ ребенка, который вызывает у взрослых безотчетное желание помочь. Нередко используется суррогат детского образа — домашний питомец или другое животное, нуждающееся в заботе. Как действует на человека образ дикого животного в неволе? Пожалуй, это тема для будущих исследований.
А как люди относятся к этому явлению в стенах своего собственного дома?
ЭТИ ГЛАЗА, ПОЛНЫЕ ПРЕДАННОСТИ…
Тайский кот Его Величество Гуриг VIII
Фото © ZoyaP, г. Санкт-Петербург
Клуб Тайских Кошек
Редкий человек не журит своего домашнего питомца за попрошайничество у стола. Многие владельцы кошек и собак, обращаясь за помощью к специалистам, заявляют об этом как о проблемном поведении, которое они хотели бы исправить. Между тем очевидно, что без поощрения человека это поведение просто не может развиться, как и очевидно то, что в наше время домашних питомцев отлично кормят. Значит, что-то еще движет нашими любимцами, когда они якобы голодными глазами провожают каждый кусочек у нас в руке, поднесенный ко рту.
Застолье в человеческом обществе — это не только прием пищи, но еще и общение и важный атрибут единения семьи или группы людей, сплоченных какой-либо общностью. Кошки отлично распознают по поведению людей важность такого общения и стараются принять в нем участие. Но что мешает им спокойно спать на стоящей рядом табуретке, и ощущать себя участниками собрания?
Не стоит забывать и о том, что у второй стороны тоже должны быть свои причины поддерживать попрошайничество кошек. Возможно, здесь хозяин поступает так же, как посетитель зоопарка, хотя, кажется, ничто не ограничивает его в общении со своим любимцем.
На самом деле некоторые исследования показали, что многие владельцы очень ограниченно общаются со своими кошками и не считают необходимым постоянно развивать и стимулировать у них умственную активность. Например, совершенно не играют с уже выросшей кошкой, не думая о том, что для взрослой кошки игры заменяют физическую нагрузку, столь необходимую в ее возрасте.
Те, кто много и качественно общается со своей кошкой, на попрошайничество у стола, как правило, не жалуются. Они находят другие, более сложные, интересные и эмоционально насыщенные способы общения со своими домашними питомцами.
Итак, за выпрашиванием еды и подачками может скрываться потребность в контакте с животным или неумение грамотно выстроить взаимоотношения с домашним питомцем, желание быть в центре семейного общения и даже управлять людьми.