про "Теркина" отзывался всегда одним словом: правда!
не кидайтесь, пожалуйста, камнями не смотрела фильм. но произведение читала, еще слушала в исполнении Табакова... сильная штука.
Quote (Utpala)
А еще "В бой идут одни старики".
угу... не так много гениальных людей, произведения которых заставляют и смеяться и плакать, и учат чтить правильное... Леонид Быков Алька и сые её Лев Николаевич - Ну и что мне с тобой делать? - Любить, кормить и никому не отдавать. (Гарфилд)
этому опусу лет много больше (написано в 1948 году) - читайте статью про оперу. Конечно, "любопытно" оперу-то обсудить. особенно, учитывая, что её НИКТО из нас не слышал и известны только отрывки от третьих лиц. Но создание этой оперы факт исторический. Сведений об этом в интернете мало. Поэтому, предлагаю больше её не обмусоливать. Данную оперу я привела как пример, который всплыл в памяти в связи с созданием "Норд-Ост".
"Норд-Ост" сам не смотрел, и желания не было. А жажда " зрелищности " и " новизны " может и боком выйти... А возникающие ассоциации, уже о чём - то могут сказать и подсказать. К себе - надо прислушиваться.
А обмусоливать никто и не собирался. Статью про оперу прочёл ещё вчера. Ютуб что - то не хочет открываться. Но, коли всплыло в памяти, и не у вас одной, немного размышлений не помешает.
Quote (Крысяка)
Но создание этой оперы факт исторический.
Может и так. Но вы верите, что тексты в опере были - копия приведённым вашим ? Я лично - нет. 1948 год ! Да из этого театра тут же бы ТеатрЛаг сделали, и колючей проволокой бы обнесли, имхо... Сдаётся мне текст может быть датирован где - то эпохой " застоя ", ну, край - периодом " оттепели ".
Quote (Крысяка)
про фильм "Пять невест" есть у Вас мнение какое-нибудь?
Мне фильм не понятен как жанр. В своё время именно из-за этого был положен на полку наш фильм "Крепкий орешек". Вроде юмор и прочие выкрутасы про войну не хорошо. Вот, думаю...
Попробую разложить всё по полочкам, т.к это мой профиль, надеюсь, помогу: человеку, вооружённому подходом, всегда легче составлять мнение о том или ином произведении искусства.
Сегодня мы имеем возможность смотреть фильмы, снятые в разные эпохи. Предложение короткое, а мысль в нём большая, поэтому подчеркну – Снятые в Разные Эпохи. Поэтому для лучшего понимания любого произведения нужно попытаться воспринимать его в комплексе, выделяя для себя не только тему (война+юмор+музыка, предположим), но, главным образом, время их создания, очень чётко за произведением видеть главное: дух эпохи и - краеугольный камень, кристаллическую решётку, «арматуру» любого вида искусства, то, что явилось определяющим для каждого времени в искусстве - художественный метод. Что такое метод по школьной программе помнят все; в двух словах - единство идеи, цели и формы произведения. Несмотря на краткость определения, понятие ёмкое, поэтому и здесь прибегну к повторению: Идея - раз, плюс Цель – два, плюс Форма (то есть техническое осуществление) - три. Держим это в голове всегда.
Методы в искусстве сменяли друг друга последовательно, каждый новый вырастал из недостатков устаревшего предыдущего. Например, сентиментализм в своё время был огромным рывком вперёд, несомненным прогрессом - после набившего оскомину классицизма. А потом и он изжил себя: время требовало новых форм, и сентиментализм уступил место более прогрессивному романтизму, и так далее.
Так вот, основным методом советского искусства (музыка, кино, живопись, литература) был, как все помнят, соцреализм.
На мой взгляд, удачнейший метод из всех предыдущих, ибо он единственный (не вдаваясь глубоко в искусствоведческие подробности) был предназначен внушать людям радость бытия, и положительный герой в котором обязан был быть созидателем. А не разрушителем, каковым был герой, предположим, критического реализма.
Фильмы, создававшиеся в эпоху социализма, не могли не подчиняться общим законам искусства: основой своей они имели метод - соцреализм, целью - воспевание современного бытия с изображением положительного героя, которому следовало подражать.
Конечно, мера таланта автора во все времена была определяющей в любой эпохе, независимо от метода (мы восхищаемся пьесами Мольера и Бомарше, написанными, казалось бы, в рамках наискучнейшего классицизма). В рамках одной эпохи, одного метода всегда можно видеть как гениальные, так и бездарные произведения. (Да что там в рамках эпохи: за редким исключением даже самый талантливый автор обходится без неудачных, слабых вещей).
Искусство кино является, пожалуй, наитруднейшим из всех – в плане воплощения автороского замысла, т.к. оно многоперсонно, если можно так выразиться. Задумку постановщика должны осуществлять равноталантливые и личностно равновеликие "сообщники": сценарист, оператор, композитор, актёры, а это большая редкость. Вот из-за этой самой "многоперсонности" неискушённому зрителю зачастую трудно найти в себе опору, исходную точку для выбора критерия оценки того или иного фильма: великолепная операторская работа вкупе с гениальной музыкой может сочетаться с бездарной игрой актёра и какими-то вопиющими сценарными провалами, и примеров тому - тьма.
Возвращась к теме войны и юмора. В общем-то, всё не так уж и сложно.
Фильмы, снятые во время войны и немного времени спустя, были призваны повышать боевой дух, патриотизм людей, укреплять ненависть к врагу, показывать пример отношения к долгу, Родине, к любви. Верность, сила духа - главные личностные ориентиры кинематографа военных и послевоенных лет. На карту ставилось слишком много: судьба страны и строя, поэтому делать такие картины нужно было максимально талантливо: лучшие композиторы и поэты писали песни к военным фильмам, снимались любимейшие народом актёры – всё по максимуму. Так вот, ТОГДА, именно тогда - позволительно, более того, оправдано и даже необходимо было использовать любые занимательные сюжеты, любой юмор, любую иронию и шутки - по одной простой причине: шутили равные - с равными. Смотрели те фильмы сами же их герои: солдаты, их жёны, матери и дети, те самые, на чью долю выпали самые страшные тяготы войны. Им необходима была эта поддержка в виде юмора, музыки – она давала силу, желание жить и побеждать, и они получали её – с благодарностью и любовью.
Что далеко ходить - сюжет нынешнего фильма «Пять невест» (разумеется, с серьёзными контекстуальными изменениями) очень даже возможно себе представить использованным в кино тогда, в сороковые–пятидесятые, с Крючковым-Меркурьевым-Зельдиным-Самойловым и Серовой-Смирновой-Целиковской-Окуневской. Очень и очень. Только это был бы совсем другой фильм. Но сам сюжет, схема – да. Тогда. О том, что это - сейчас, ниже.
«Шестидесятническое вольнодумство» имело уже другие цели. Авторы фильмов, сценариев, экранизированных повестей, прошедшие войну, хотели рассказать о ней уже без искусственного пафоса 40х-50-х, когда он был жизненно необходим, а, напротив, с глубинным осмыслением, с точки зрения человеческой правды. Но важно помнить, что это была всё та же эпоха соцреализма, в котором герои продолжали оставаться героями, строй продолжал воспеваться. В этот период, 60-е с захватом начала 70-х, самыми удачными и любимыми получались те картины, в которых юмор был «тихим», лиричным, органичным, исходящим из жизненной правды, из характеров персонажей, оттенял героизм персонажей, подчёркивал всю сложность военного бытия – но ни в коем случае не являлся самоцелью картины. (К примеру, «В бой идут одни старики») Вот именно поэтому судьба «Крепкого орешка» сложилась не слишком удачно: комедия ради комедии, юмор ради увеселения – с использованием столь серьёзной, личной для всех тогда темы - выбор совершенно не оправданный. В принципе, любой фильмо-рассказ о драматических исторических событиях, если он правдив – немыслим без юмора и музыки: это та самая жизненная искра, которая сопровождает человека всегда, даёт ему силы выстоять в самые тяжёлые времена, остаться человеком. Но для оценки любого фильмо-рассказа важно уметь понять цель произведения, понять, что перевешивает в итоге. В «Орешке» юмор перевесил всё остальное, в фильме нет глубокой основы, идеи, для которой юмор играл бы роль естественного украшения, приближения к жизненной правде - отсюда и его отторжение.
Эпоха застоя – героические и, за редким исключением, безликие, под гребёнку, фильмы о войне -с плакатными, пресными героями, хотя и в достоверном историческим контексте.
А в девяностые соцреализм, царствовавший в советском искусстве без малого 70 лет, рухнул. Герои перестали быть героями-ориентирами, строй утратил главенствующую роль. Девяностые стали эпохой нравственных перевёртышей в кино. Герои стали антигероями, запретное стало доступным: всё, что сдерживалось и не позволялось ранее, по самым разным соображениям: политическим, эстктическим, нравственным - хлынуло на экраны (на сцены театров, в литературу) Отсюда – большое количество как талантливейших фильмов о войне («Анкор, ещё анкор», «Утомленные солнцем»), так и совершенно отвратительных. Время! Без времени шагу ни ступить в искусстве. Именно время определило метод того времени – «чернуха». По сути это был тот же критический реализм XIX века, но с разницей в отношении к герою: герои крит. реализма, неся идеи разрушения, смотрели в будущее с надеждой («человек хороший, строй плохой, будет хороший строй – и человеку незачем будет разрушать»), герой же «чернушного» периода 90-х – герой без надежд, без иллюзий. Просто – «всё плохо, нет прошлого и нет будущего, герой в тупике». Отсюда безнравственные, безбожные поступки фильмо-героев тех лет, которые оправдывались, или, как минимум, воспринимались с сочувствием.
Самые лучшие фильмы о войне, на мой взгляд, появились в 2000-е. И совершенно закономерно. Вакуум правды, поселившийся в кино эпохи застоя, был заполнен под завязку чернухой девяностых, баланс постепенно восстановился. Появилась, наконец, возможность спокойно, вдумчиво, честно и с величайшим уважением и благодарностью рассказать настоящую правду, соблюдая то самое золотое сечение: не ударяясь в лёгковесность и пошлость, с одной стороны, и не прибегая к деланному пафосу, с другой. Тогда и появилась россыпь великолепнейших картин о войне, выдержанных в этом «золотом сечении»: «На безымянной высоте», «В августе 44-го», «Диверсант», «Звезда» - и многие другие.
Эта эпоха во многом перекликается с эпохой шестидесятых: стремлением к жизненной и исторической правде, с сохранением преклонения перед героизмом отцов (в 60-х) и дедов (в 2000-х). Но есть и отличие: отсутствие какого бы то ни было воспевания строя – и большей, чем в 60-е, исторической правдой: многие архивы стали доступны, многое, о чём запрещено было говорить тогда, сейчас стало возможным озвучивать. И, так же, как и в 60-х, война как лёгкий антураж для анекдота, как тема для увеселения зрителя – вызывает естественное отторжение. Но имеются существенные отличия тех же «Невест» от того же «Орешка». В 60-70-е годы память о войне была свежа, люди, пережившие войну, живы. Была жива «натура»: обычаи, одежда, уклад жизни, речь. Поэтому если и возникало ощущение некой неестественности, то вызвано оно было исключительно ситуациями, сюжетами. Антураж, контекст не мог вызывать вопросов по одной простой причине: над формированием его не нужно было специально трудиться, воссоздавать, он, по большей части, ещё существовал вокруг. В «Невестах» же контекст, в котором разворачивается сюжет, неправдоподобен сначала и до конца. Авторы не потрудились изучить эпоху досконально, решив, что одежды и бутафорских декораций будет вполне достаточно. Персонажи послевоенного времени в «Невестах» разговаривают на современном языке (прощаясь, в 45-м не говорили и не могли говорить «пока!»), их жесты – современны (друзья «чокаются» кулаками – жест, которого не существовало тогда, в сороковые в подобной ситуации просто крепко жали друг другу руки), образы неправдивы (очень показателен жест брезгливости, с которым бравый лейтенант отряхивает руки от грязи, помогая девушке вытаскивать застрявший грузовик), даже развешенное во дворе бельё «схематично». И такие «неправды» - на каждом шагу. Отсюда – ощущение отвратительной пошлости, от которой не спасает звёздный состав актёров. Кстати, и играют не образ, а «я в предлагаемых обстоятельствах», но это уже глобальная проблема нынешнего актёрского поколения. Интересна закономерность – там, где есть уважительное отношение к эпохе войны, её глубокое изучение, там просто не может возникнуть легковесного, чисто увеселительного сюжета. Тема войны – это всегда боль. Должна быть. Если её нет – картина обречена на однодневность.
была в Киеве и увидела памятник Быкову, совсем не удивилась образу, в котором он изображён
с одной стороны мило, а с другой стороны что-то здесь не так..
Quote (anaof)
Вот – краткий обзор темы
ого, как... лично мне надо перечитать сначала еще раза два Алька и сые её Лев Николаевич - Ну и что мне с тобой делать? - Любить, кормить и никому не отдавать. (Гарфилд)
Везде пишут, что комедия. Да и при просмотре так кажется. Лично я неоднократно смеялась над нелепыми и смешными ситуациями, в которые попадал Женя. Мальчик, которому не место на войне, однако...
Другое дело, что комедия часто идёт в ногу с трагедией, драмой. Всё же, фильм-то про войну. Вот, этот фильм считается одновременно как комедия, мелодрама, военный. "Женя, Женечка и катюша" один из немногих фильмов, в котором всё очень гармонично соединилось - юмор, драма, мелодрама, музыка с песнями. Именно из-за того, что герои фильма живут в реальном мире, просто среди них есть мальчишка-фантазёр, который постепенно взрослеет. Но сколько с ним случается как в реальности, так и в фантазиях смешного!
А вот фильм "Дачная поездка сержанта Цибули" лично я считаю неудачным. Ну, не смешно! И как-то натянуто. Да и вообще, глупо...
Или вот... Нашла новый фильм.
"Заяц, жаренный по-берлински», 2011г. — "комедия, действие которой разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Еще вчера повар знаменитого ресторана «Метрополь» Ломов потчевал своим фирменным блюдом «Заяц, жаренный по-берлински» военного атташе Германии в СССР. А сегодня, получив похоронку на сына, Ломов идет на фронт. Несмотря на то, что главный герой служит поваром на полковой кухне, он оказывается порой в самой гуще боевых действий. А еще овдовевший незадолго до войны Ломов находит на фронте свою любовь…"
Просто страшно попробовать посмотреть. Например, фильм "Пять невест" мне настоятельно советовал посмотреть пожилой человек (седьмой десяток ему), как смешной и отдохнуть перед экраном. Сама бы я его, этот фильм, не нашла. не скачала. Ну, думаю, гляну... "Пан Лех""Панна Марыся. Ежи Боцман.""Валуев"
Сообщение отредактировал(а) Крысяка - Вторник, 17.04.2012, 22:52
точно. вот я про это... простите, что не особо в тему
конечно, всякое историческое событие со временем уходит в прошлое, в достояние историков. и перестает волновать людей, которым хватает проблем их собственного времени. но в случае с ВОВ это происходит непозволительно рано. по-моему, сейчас фильмы показывают эту войну как приключение, как триллер, как комедию, как любовную историю, как шпионский детектив. но не показывают войну. а война - это боль. конечно боль. тем более самая масштабная война в истории. знаете, в школах ВОВ проходят в 9м классе, то есть ученикам по 14-15 лет. они уже сформировавшиеся личности, со своим видением мира, со своим мнением. они, конечно, смотрят кино. современное. потому что смотреть "старье" ниже их достоинства и интереса. то есть они смотрят в лучшем случае «На безымянной высоте», «В августе 44-го», «Диверсант». может повезет, и они посмотрят "Звезду". и вот итог - прикольно отдохнули перед телевизором. и вот урок - в момент начала для них ВОВ что Французская революция, одна фигня. нет связи с реальностью, со своей семьей, с пониманием. вообще нет. а тут еще и "Пять невест". вообще, отлично посидели, поржали. про достоверность фактов отдельная тема. было бы здорово, если они смотрели те хорошие фильмы, снятые во все периоды и перенесшие проверку временем, было бы больше ясности в голове.
Quote (Крысяка)
А что не так?
всё так. просто немного жаль, что памятник актеру, режиссеру и тд, а из его богатой творческой жизни выбран лишь один фрагмент, один герой. кажется, где-то стоит памятник Высоцкому, в котором он изображен в роли Жеглова. ну как-то не по себе немного от этого ...
ну совсем отклонилась я от заявленной темы, пардон, умолкаю ) Алька и сые её Лев Николаевич - Ну и что мне с тобой делать? - Любить, кормить и никому не отдавать. (Гарфилд)
JuliaS, и всё же... Всегда, даже в огромном горе, печали, ужасе (в данном обсуждаемом вопросе - войне) найдётся место юмору. Это свойство человеческой психики. Иначе можно сойти с ума. Иначе кажется, что весь мир одна боль и нет выхода. Психика человеческая спасает... Одно дело - реальные события, происходившие в период войны. Воспоминание тех, кто воевал. Именно от них приходилось слышать смешные истории, произошедшие в, казалось бы, самых ужасных ситуациях. Например, помню рассказ одного фронтовика. Он описывал, как они идут маленьким отрядом по лесу. Тихо идут, т.к. знают, что тут же есть немцы. И вот они встречаются неожиданно на узкой тропинке. А тропинка высокая, рвы по обеим сторонам. Стоят две группы людей и смотрят друг на друга какое-то время. Потом одни прыгают в одну сторону, а другие - в другую. Но так вышло, что немец ошибся и прыгнул к нашим. Немая сцена. Он подпрыгивает и перелетает на другую сторону. Секундное молчание и... СМЕХ с обеих сторон. Посмеялись и разошлись. Они уже не могли стрелять друг в друга, т.к.проявили себя как обычные люди, с обычными эмоциями... И это реальный случай. И много подобных. И люди мы все, и война войной, но жизнь, юмор всегда были и будут пока жив человек. Это я к чему... Одно дело, когда в кинематографе описываются реальные случаи - им веришь, они не смотрятся глупо и не возмущают внутренне. Другое дело - тупая выдумка с потугами в сфере юмора. Это смотрится как идиотство и глумление. Грань очень тонкая. И перейти её очень легко. Вот, выдержать - это искусство.
Безусловно, нельзя при этом не представлять всей картины, которое содержит ужасное слово ВОЙНА. Это безобразное слово, это слово несёт только смерть. Но люди должны выживать, они должны сохранять в себе человека. Вот это сложно передать как словами, так и посредством искусства.
Про изучение истории в наших, да и не только наших школах вообще молчу. Очень много текста по поводу. И не лицеприятного. К сожалению, нынешнее искусство, зачастую ещё добавляет идиотства в это. Потому как всем известно - многим школьникам проще что-то поверхностно "позырить", чем нормально изучить то, что НАДО изучить. Вот, после просмотра таких, мягко говоря, не имеющих ничего общего с историей "исторических" фильмов, у них вообще в голове полная каша... "Пан Лех""Панна Марыся. Ежи Боцман.""Валуев"
Всегда, даже в огромном горе, печали, ужасе (в данном обсуждаемом вопросе - войне) найдётся место юмору.
Когда ветераны пускаются в воспоминания, в их рассказах всегда соседствует трагедия и комедия, смех сквозь слезы. На фронте никогда не упускали случая просто хорошенько похохотать, потому что напряжение нужно как то сбрасывать. Смерть ходит рядом и смотрит в глаза, это невозможно выдержать. Вот и начинают при каждом удобном случае травить байки, подтрунивать друг над другом. В "Они сражались за родину" это неплохо отражено. *Кошка – это животное, имеющее больше человеческих чувств, чем какое-либо другое. (Э. Бронте) Хаку 28.08.2010, Цири 15.08.2010, Эка и Тихон 13.11.2011
Как вовремя у нас активизировалась тема войны, в преддверии праздника Победы.
Эх, раньше, когда отец жив был, у нас традиция была, дома нам 9 мая не сиделось. Вот уж я с детства про войну наслушалась. А теперь немножко тоскливо в этот день. Кого то не хватает...
*Кошка – это животное, имеющее больше человеческих чувств, чем какое-либо другое. (Э. Бронте) Хаку 28.08.2010, Цири 15.08.2010, Эка и Тихон 13.11.2011
Как вовремя у нас активизировалась тема войны, в преддверии праздника Победы.
А я как-то тоже об этом сегодня подумала.
И у нас День Победы в семье был не просто днём. Воевали два деда, но и папа тоже участвовал в военных действиях - был военным. На 9-е мая собирались его сослуживцы. Ехали на природу с семьями. Потом уже дачные участки появились, но опять же, все на них - семьи военных. Поэтому тут у нас на дачах в этот день будут не просто так присутствовать люди... И тоже уже много лет без отца.